В Японии, как практически и
во всех других странах мира, работы в
области повышения качества продукции развертывались сначала в направлении более широкого применения методов
контроля качества. Особое место при этом в начальный период отводилось статистическим методам контроля и «Закону о промышленной стандартизации»,
принятому в 1949 г. К середине 50-х годов в сфере внедрения статистических
методов контроля и во всей сфере контроля были достигнуты существенные успехи,
но при этом выявились недостатки: принципы стандартизации в производстве реализовывались
формально; существовало сильное
противодействие в сфере производства внедрению передовых методов контроля и статистических методов,
в частности руководители фирм
крайне мало уделяли внимания вопросам
контроля качества продукции.
Конец 50-х годов ХХ в. в Японии ознаменовался
повсеместным проникновением в промышленность всестороннего внутрифирменного
контроля качества, который предусматривал
проведение контроля со
стороны всех сотрудников фирмы,
начиная от рабочих, мастеров и кончая
руководством. Именно с этого периода стало проводиться
систематическое обучение всех работников методам контроля качества. В дальнейшем оно превратилось, по существу, в непрерывную и постоянную
систему воспитания у трудящихся уважительного
отношения к потребителю и стремление к качественным результатам своего
труда. При реализации всех мероприятий по обучению, воспитанию и внедрению систем контроля качества
японскими специалистами в полной мере учитывались специфика
продукции, традиции фирм, культуры
и быта,
уровень образования, трудовые взаимоотношения и т. п. В начале 60-х годов в Японии были созданы льготные условия
для внешней торговли, возникли необходимость
и возможность повышения качеств продукции
до мирового уровня. Многие фирмы значительно
усилили работу по эффективному управлению
качеством и добились больших результатов.
Обобщая японский
опыт по управлению качеством, к основным его особенностям
можно отнести:
•
воспитание у каждого изготовителя исключительно
уважительного отношения
к заказчикам и потребителям (практически культа
потребителя как во внутрифирменных,
так и при межфирменных отношениях);
•
реальное выполнение принципов комплексного управления качеством;
•
участие всех подразделений
и работников
в обеспечении
и управлении качеством;
•
непрерывное систематическое обучение
кадров вопросам обеспечения и управления качеством, что гарантирует высокий
уровень подготовки в этой области всех работников фирм;
•
эффективное функционирование широкой сети кружков качества
на всех стадиях жизненного цикла продукции и сферы услуг;
•
использование развитой системы инспектирования всей
деятельности по обеспечению и управлению качеством;
•
широкое
применение при обеспечении и управлении качеством передовых
методов контроля качества, включая статистические,
при приоритетном контроле качества производственных
процессов;
•
создание и реализация глубоко проработанных
комплексных программ по контролю
качества и оптимальных планов по их выполнению;
•
наличие в сфере производства высококачественных
средств труда;
• наличие исключительно
развитой системы пропаганды значения высококачественной продукции и добросовестного труда;
• сильное влияние
со стороны государства на принципиальные
направления повышения уровня качества и обеспечения конкурентоспособности продукции.
Характерной чертой
управления качеством в фирмах Японии можно признать сбор
и использование
данных о качестве эксплуатируемой продукции у потребителей («прослеживаемость» продукции). Сбор информации проводится
не только о качестве своей продукции, но и продукции конкурентов.
Эти данные предоставляют возможность оценить
качество продукции фирмы и определить контрольные
показатели для улучшения собственной
продукции по сравнению с конкурирующими
фирмами.
Еще одной важной особенностью
систем управления качеством фирм Японии является
оперативность управляющих воздействий
в деле
внедрения новых и модернизированных
технологий и продукции.
В практике обеспечения качества
известны методы Тагути, широко используемые сначала
в японской
промышленности, а затем и в западных странах. Эти методы предполагают
всеобщий (тотальный) контроль качества на всех стадиях жизненного
цикла продукции, это
основной метод
используемый в производстве пластиковых карт. При этом предусматривается применение гибких
технологий контроля с его жестким
регламентированным планированием исходя из минимума потерь, как у
изготовителя, так и у потребителя. Однако
анализ этой системы показывает, что реально
она имеет довольно значимые недостатки:
цели и задачи не в полной мере охватывают деятельность предприятия
в отношении
удовлетворения потребностей потребителей, т.е.
имеет место ограниченность целей; слабая взаимосвязь целей предприятия
по получению прибыли с мерой удовлетворения требований
потребителей и функциональными
возможностями системы; недостаточное
внимание к повышению роли производственных
и управленческих
кадров в деле удовлетворения требований
потребителей в области качества продукции,
а также
их квалификации и повышению ее; низкая организация
коммуникативных связей на предприятии.
Теоретический
и практический опыт
комплексного управления качеством
на предприятиях Японии успешно сочетался с известной системой
«Канбан», что в переводе на русский язык означает «карточка», а по существу — «точно в срок». Эта система или ее элементы стали широко использоваться не
только в Японии, но и в других странах.
В
1950-е годы в Японии стали активно функционировать
кружки качества (Quality
Circles, QC), явившиеся логическим
продолжением японских концепций и практики управления персоналом
и качеством.
На начальном этапе создание кружков качества в промышленных компаниях встретилось
со значительными трудностями и потребовало серьезных организационных усилий и немалых затрат. Кружки стали одной из тех практических форм,
в которых стали реализовываться управленческие подходы
и концепции
повышения эффективности.